Когда делаешь клевое дело, не пыли о нем, делай вид, что так и надо и не устраивай спектакль
Я считаю жалость и сочувствие естественными эмоциями и потому всегда очень теряюсь, когда сталкиваюсь с фразами в духе "не умею жалеть" или "ненавижу, когда жалуются". Никто не будет гордиться тем, что не умеет связно говорить или логически мыслить. А неспособность соболезновать - самый явный признак скудости ума и эмоциональной бедности.

Общее о жалости.
Никто не железный. Я ни разу в жизни не встречала сильного человека. Никогда. А я очень общительный человек. Есть люди, которые умеют преодолевать трудности, умеют не разъехаться, не скатиться, добиться своего, перешагнуть через свои страхи и двигаться через не могу. Но сильных людей нет. Спросите у того, кто сумел подняться выше вас: чувствовал ли он себя когда-нибудь слабым и несчастным? Ощущал ли неуверенность в себе, растерянность? Вне всякого сомнения, он ответит вам, что чувствовал. Самым распространенным заблуждением, является утверждение, что потребность в сочувствии - слабость.
Следующее по рейтингу заблуждение, что жалость унижает. Унижает глупость и зашоренность. Я знаю, что сочувствие, даже самое неуклюжее, способно воодушевить. А вот отказ помочь, действительно способен нанести серьезную обиду. Порой непреодолимую. Ну вот мы и подошли к самой главной проблеме - девяносто девять процентов людей не имеют ни малейшего представления о том, как жалеть. Сочувствие - эмоция, и как любую эмоцию ее надо уметь выражать правильно.
О том, как не надо.
Во-первых, стоит знать и подумать над тем, что люди, если они не находятся на крайней ступени отчаяния граничащей с самоубийством, не идут за сочувствием к чужим. Они начинают ВСЕГДА с ближайшего, и первым будет самый близкий. И то, что человек пришел просить о помощи именно вас, наилучшее подтверждение его привязанности и доверия. Мне. например. это всегда лестно. Во-вторых, раз и навсегда забудьте, что жалость унижает. На деле я никогда не встречала тех, кого бы унизило сочувствие. И даже этимология слова тому подтверждение. В-третьих, избавьтесь от высокомерия. Вот оно действительно унижает. Жизнь сложна и непредсказуема, и я нередко наблюдала, как люди заявляющие, что уж с ними то такое никогда не случится, оказывались в положении тех, на кого вчера смотрели свысока. Все, что сейчас происходит с другим человеком, может случиться с вами. В-четвертых, прекратите ассоциировать сочувствие с тяжелым трудом.
О том, как жалеть.
Вообще-то, какой-нибудь психолог расписал и объяснил бы это лучше, но я все же попробую. Итак, к вам явился некто и "ноет", как это принято называть в обществе. Что делать? Если речь идет о ком-то, кто вам неприятен и ненужен, можно заявить, что вам некогда, что вы заняты, и что вообще не умеете жалеть и ненавидите нытиков. Это прямой и безвозвратный путь к потере чужого доверия и, как следствие, отношений с человеком. Если же данный нытик вам дорог (не имеет значения по какой причине, это может быть как некая эмоциональная привязанность, так и банальная материальная заинтересованность), то приступайте. И для начала выслушайте. Дайте страдальцу выговориться. Не перебивайте, не задавайте вопросы, слушайте. Мозг человека, несмотря ни на что, настроен на позитивное мышление, и когда человек выплеснет скопившейся негатив, он автоматически начинает искать положительные моменты. Как только вы услышите что-нибудь в духе "но ведь все не совсем плохо, да?", действуйте. Ни в коем случае не говорите, что фигня-война, что то, о чем вам только что рассказали, глупость, которую ваш собеседник высосал из пальца и надумал. Еще раз - оставьте высокомерие, потому что ВООБЩЕ ВСЕ, что мы ощущаем в жизни, нами надумано. Лично я обычно начинаю указывать людям на их достоинства. Я рассказываю им о том, какие они красивые, умные, сильные, о том, чего они достигли и добились. Я стараюсь подчеркнуть все положительное, что есть в человеке. Это может быть все что угодно. Ты хорошо рисуешь, ты хорошо поешь, ты добрый, ты щедрый, ты умеешь работать руками, у тебя острый ум, ты пишешь отличные стихи. Распишите, раскрасьте, преувеличьте, если необходимо. Это может быть самая незначительная, самая неважная на взгляд обывателя черта. Ваша задача, поднять собеседнику самооценку. И не позволяйте ему умалить свои способности, не разрешайте ему думать что то, что он умеет - неважно. Я как правило, на ответ в духе: "да, ладно, кому нужны мои пироги" - отвечаю коротко и просто: "Нефиг скромничать. Мне нужны!" Вы убили двух зайцев разом: воодушевили, подарив веру в себя, и дали понять, что человек не одинок, как минимум у него есть вы. В общем-то, если вы ограничены во времени или не обладаете достаточной уверенностью в собственной мудрости, на этом можно закончить. Просто перевести разговор на другую тему. Ну а если вы действительно любите, то попробуйте предложить собеседнику пару вариантов решения его проблемы. Известно же, что не будучи вовлеченным, решить проще. Только не будьте категоричны, и ни в коем случае не делайте этого сразу, как только начался разговор. Никто будучи разбитым, неуверенным в себе, находясь в состоянии стресса не способен мыслить конструктивно.
Послесловие.
Наверное, весь этот большой и длинный текст можно заменить одним единственным утверждением: любить, значит жалеть, а жалеть, значит беречь.

@темы: имею право ежедневно, За Генезиса не чокаясь!

Комментарии
13.07.2014 в 17:53

Невинен взгляд и непорочен ум.
Дженсен, как тебе удается раскладывать по логичным полочкам такие заведомо непостижимые разумом вещи?..
13.07.2014 в 18:02

Когда делаешь клевое дело, не пыли о нем, делай вид, что так и надо и не устраивай спектакль
Дочь_Врага_Народа, так ебт, ну это ж элементарно все)))
13.07.2014 в 20:39

Homo homini glucus est...
Можно перепостить? Очень полезная штука.
13.07.2014 в 21:36

Въ головѣ тихо, пыльно и пусто. Только въ одномъ изъ угловъ вышиваетъ гладью пожилая княжна.
Ей-богу, распечатаю и в кармане буду носить. Потому что это самая больная часть моего взаимодействия с людьми.

Но вопросы остались.
А что делать, если человек не жалеется? Ты его и похвалил, и поуспокаивал, и на дуде сыграл, и шаманский танец одобрения списал, а он все равно кричит, что все говно, утешающий - бессердечный, и вообще видал он этот мир в камасутре?
Получается, что человек пришел к ближнему, чтобы просто сорваться? Или это не то крайнее положение, о котором идет речь?
14.07.2014 в 00:44

Когда делаешь клевое дело, не пыли о нем, делай вид, что так и надо и не устраивай спектакль
Punch, можно, перепости)))

НекРомантик, ну я могу лишь поделиться личным опытом подобных ситуаций, когда я была на месте человека, которому требовалось сочувствие, и когда была на месте того, кто сочувствовал. Если страждущий не слышит, значит он находится в состоянии очень сильного стресса. Проще говоря, у него истерика. Способ выводить из истерики у каждого свой. Лично я обычно включаю "внутреннюю маму". То есть в самом прямом смысле, обращаюсь как с маленьким ребенком. Глажу по голове, утешаю, говорю ласковые слова, обнимаю, позволяю поплакать. Через некоторое время градус накала опускается до относительной нормы и можно начинать разговаривать. Можно, наверное, и жестче, но я уверена, что объятия лечат истерики ничуть не хуже оплеух. Вести какие-либо беседы с человеком неадекватным смысла не имеет, и в таком случае наипервейшая задача не жалеть, а успокаивать.
Ну и да, нуждающийся в жалости, редко лечится сразу. Он будет приходить, и в конечном итоге справится. Обязательно. Люди так устроены. Он или изменит ситуацию, или поменяет свое к ней отношение. А ты останешься. Останешься необходимым, любимым, близким человеком, которому можно доверять. На мой взгляд час-полтора моего личного времени вовсе не цена за душевное равновесие ближнего.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии